История
Дореволюционное прошлое села.
История Хариколо самым тесным образом связана с историей Хунзаха.
В двух километрах от современного расположения села, в местечке Г!алибегил кулаби, расположено захоронение, относимое историками к VIII-IX вв. На месте захоронения сейчас расположен сад. Расположено захоронение неподалеку от речки Хариколинка, на возвышенности.
Витой браслет, найденный там, в 1960 году, хранится в ИЯЛ. Два керамических сосуда, один имеет форму вазы, другой – кувшина, хранятся в школьном музее.
Появление села Хариколо относится ко времени не очень давнему – более 400 лет тому назад. Первоначально село находилось дальше от нынешнего села на 3 километра. Называлось село «Коло росу». Место это было лесистое. Ущерб, наносимый дикими зверьми домашним животным, был настолько велик, что постепенно пришлось бросить обжитые места. В Коло росу нет кладбища, потому что там жили хунзахцы и хоронили жителей села в Хунзахе.
Территория, относящийся к селению Хариколо, принадлежала раньше Хунзахской общине. Об этом свидетельствует некоторые названия, например, территория, граничащая с Гоцатлем, называется Хундерил мархьаби.
Все предания сходятся в одном – первые жители этих мест были из тухума Харик. Отсюда и название села Хариколо, то есть хутор Харика. На месте этого коло и выросло наше село.
В конце XVIII вв (80-90гг) человек из тухума Харик по имени Иса (Х!арил Г!иса) со своей женой Хавой поселился здесь. Он построил себе саклю у скалы (сиут!а) и стал здесь жить. Жена его Хава брала воду из ближайшего родника, где она позже построила родник (Х!авал ицц).
Место оказалось благоприятным для животноводства, пастбищ было много. Позже стали возделывать землю.
В настоящее время в Хариколо существуют следы сложной тухумной организации. Всех жителей села объединял один тухум: Харик. Он состоит из отдельных домов- цо рукъалъул чи. Дом, в свою очередь, состоит из «агьлу»-
Группы родственных семей, носящих одну фамилию.
Очевидно, в агьлу надо видеть аналогию «большой семьи», состоящей из индивидуальных родственных семей.
Самое малое подразделение-малая семья-хъизан.
В Хариколо насчитывается в настоящее время 9 домов: ишт!аби, тахаби, алабердаби, г!усилал, х!ункрпул , чадаби, батулал, г!умалал, пуружинал.
Пуружинал, из которых чалаби- родом из левашинского района и алабердаби из Гоцатля. Остальные происходят из Хунзаха .
Первые 2-3 поколения Хариколо (х!ариль кули) являлся хутором, где жили сами семьи из хутума харик. Как самостоятельное село оно выделилось, видимо, на 4-м поколении его жителей.
Когда жителей в Хариколо прибавилось, здесь была построена мечеть (мажгид) и отвели место для кладбища.
Теперь умерших хоронили на месте, и религиозные обряды совершались в Хариколо.
Мечеть была превращена в медресе и, когда стало тесно в маленьком помещении, было решено построить новую мечеть. Строили её всей общиной (джамаатом). Некоторыми стройматериалами помог и Хунзахский нуцал Г!умма-хан (об этом свидетельствуют надписи на камнях в стене мечети).
Известный шейх Абулмуслим, который сделал много для распространения ислама в Дагестане, проезжал по территории Хунзахского нуцала . Держал он путь из Аракани в Хунзах. Неожиданно он почувствовал себя плохо и сказал сопровождающим его людям, чтобы в случае его смерти в дороге похоронили там, где остановился его мул, на котором он путешествовал . Абулмуслим вскоре скончался, спутники решили его ждать, когда остановится уставший мул. Остановился он на хариколинской земле, где было решено его предать земле. Узнав о случившемся, хунзахский хан выслал туда своих людей , насильно увёз тело шейха в Хунзах, где он был похоронен.
Хариколинцы были обижены тем, их лишили чести иметь у себя могилу шейха. Но спустя некоторое время им тоже удалось заиметь у себя могилу шейха. Правда, имени его не помнят, а некоторые считают, что там похоронен вовсе не шейх: просто хариколицы отомстили так хану.
И помощь при строительстве новой мечети со стороны хунзахского ханам можно объяснить желанием загладить свою вину перед хариколинцами.
Здесь выучились, и сами учили других известные учёные-арабисты - хариколинцы Лаченилав-кади, Гасанилав-кади, Хваджа-гаджи, который совершил хадж в Мекку.
Учиться у них приезжали со всех концов Дагестана, например: из Цумады, Ахваха, Гуниба, Кадали, Анди и т.д. среди бывших учеников медресе можно назвать: Даудил Мухама, Мурзабегил Алибег и Хаджиясул Магомед из Хунзаха , Гамзат из Цунта , учился здесь и Гамзат Цадаса.
Его учителем был известный в то время всему Дагестану учёный-арабист Гаджимагомедов Магомед (Дах!алама )- внук Лаченилава-кади . об его авторитете, как учёного, говорит тот факт , что сам пятый имам Нажмутдин Гоцинский часто советовался с ним по науке.
Хотя Хариколо и обособилось, как самостоятельное село, оно официально ещё долго не выходило из Хунзахской общины. Но хунзахская община не вмешивалась, вдела хариколинцев, более того, из своих владений Хариколо выделила Г!енч!еро меэр под летние пастбища.
К началу XIX века хариколинская община достаточно укрепилась, чтобы принять участие в движении под руководством имамов – в газавате.
Хариколо, после занятия имамом Гамзатбеком из Гоцатля, оказалась на границе с территорией Имамата.
Гусенов Наби сообщил, что хариколинцы выставляли нуцалу воинов для дружины в случае военных походов и в мирное время, когда собиралось «бо» для проведения каких-нибудь общественных работ: строительство дорог и.т. И хариколинцы получали небольшую долю от нуцальского дохода, от дани, которую он получал своих поданных.
Связь хариколинцев с родиной двух имамов.
О Лаченилав – кади знали только то, что он был учителем имама Шамиля, и что он был одним из известных всему Дагестану ученых, больше ничего не знали.
Из перевода записей на надмогильном памятнике и неоднократных моих встреч с известным ученым – арабистом современности Нурмагомедовым Магомедом из Аракани удалось многое узнать о Лаченилаве кади. Помогла этому и встреча в Хариколо с профессором Саймоном Кринсом, который в 1991 году выступил на симпозиуме по изучению движения имама Шамиля в Оксфордском университете с докладом «Шамиль и Лаченилав».
Лаченилав родился в селении Хариколо Хунзахского района, приблизительно в 1790 или 1791 году. Вначале он учился он в родном селении, а затем у известного в нагорном Дагестане ученого Нурмагомеда кади из Хунзаха. Впоследствии он учился в Харахи, а затем и у известного всему Дагестану ученого Саида из Аракани. У него же учился в это время и Газимагомед, будущий имам Дагестана.
Лаченилав кади был не только талантливым учеником, но и хорошо танцевал, сочинял стихи, любил шутки и сам остро шутил. Известно, что еще во время учебы в Аракани Лаченилава знали, как ученого во многих селениях. Потому его скоро назначили кадием в Балахани. Здесь он учил группу мутаилов, среди которых учился маленький Шамиль и много других талантливых ребят.
Известно также, что Лаченилав кади, как и его учителя: Саид из Аракани, Нурмагомед-кади, считал, что его движение горцев против России обречено на провал. Они призывали людей подчиниться царю, если за народом останутся земли, не тронут адаты народов Дагестана, если сохранят свободу, свободу вероисповедования, самостоятельность.
В 1843 году, когда имам Шамиль достиг небольших успехов в борьбе с царским режимом, Лаченилав-кади пришел к своему ученику, признав, что он был не прав. Имам Шамиль его простил и сказал: «Твоя жизнь в моих руках, вот топор, которым надо бы отрубить голову. Но ты был моим муалимом и научил меня многому хорошему. Все хорошее я не забыл, но все плохое, что было между нами, я уже забыл».
Сказав так, указывает П.К.Услар, имам Шамиль начал вспоминать время, когда он учился у Лаченилава. Сказав много хороших слов учителю, имам подарил ему тулуп из овчины и назначил наибом в Чечню.
Служа имаму, Лаченилав – кади провел большую работу по повышению культуры и образованности населения. Например, по некоторым сведениям, он начал переводить Коран на аварский язык. По показаниям самого Шамиля, он вместе с Дибир-кади из Хунзаха участвовал в совершенствовании алфавита на основе арабского. Этот алфавит, созданный по указанию Шамиля аварцами, использовался вплоть до1928 года.
Раньше говорили, что Лаченилав родился в Хариколо приблизительно в 1790 г. Но как–то на встрече с ветераном войны с 90 – летним Калидаци, он нам рассказал, что у Хваджа – Гаджи из Хариколо была замечательная книга «история села Хариколо». Из той книги Калидаци стало известно, что Лаченилав родом из Закатала. Вначале молодой Лачен стал жить с. Ках, но ему там, не понравилось, он переселился в с Хариколо. Там он женился на хариколинке, из хорошего тухума. Уже который год ищем эту книгу Хваджа – Х!ажи, не можем найти. По словам внука Хваджаева Магомеда приехали как–то три брата - даргинца с Акушинского района. Взяли три чемодана с книгами из библиотеки Хваджа-Гаджи. Но когда они не вернули книг, то сами поехали по адресу в Акуши. Но там не оказались эти люди, они обманули, дав неверный адрес. Но все-таки нам стало очень интересно, то что нам рассказал Калидаци, и начали поиск родственников Лаченилава из Закатала. В свою очередь молодой наследник Лаченилаев Лачин Аюбович тоже параллельно ввел расследование. Как-то читая журнал «Алазан» наша учительница, краевед Хваджаева Патимат Магомедовна наткнулась на имя главного редактора Лачин Аюбович Аль-Тахида. Решили встретиться с ним. Он приехал к нам в школу в 2004-2005 годах. Посетил музей, ознакомился с родовым древом Лаченилав – кади; встретился с родственниками, посетил могил. Вот так с его помощью мы установили , что Лаченилав –кади родом из из с. Лачин-Тахида Закатальского района. А в этом году в ноябре у нас в Махачкале состоялась встреча с Лачином. Он нам дал очень много материала о роде Лачиновых, книги, исторические достоверные сведения.
В данное время Лачин работает старшим преподавателем истории в МГОУ, учредитель АНО «Наш Кавказ», член общественного Совета МВД РД, зам.председателя Союза журналистов Дагестана, руководитель информационно-аналитической службы «ALAZAH – IHFO»
Как известно ученый - арабист из Хариколо Гасанилав-кади был муллой гимринцев.
В 1828 году Газимагомед ввел в Гимры шариатские законы. Когда гимринцы предложили Газимагомеду, чтобы он стал их дибиром, он отказался, сказав, что быть дибиром- грешное дело, если по-настоящему не знать шариат. «По-настоящему знают шариатские законы в Дагестане немногие, - сказал он. – Если вы спросите, кто они, я скажу, что это Муйсатил Магомед из Аракани, Алигаджияв из Харахи, Гасанилав-кади из Хариколо, Лаченилав – кади из Хариколо, Абдулла из Ашильта».
Гимринцы отправили делегацию к Абдулле из Ашильта. Он отказался. Пришли Алигаджияву из Харахи. Он ответил, что он никогда не был дибиром, но из-за любви к шариату прибудет к ним временно.
Через некоторое время отправили своих людей к Гасанилав –кади в Хариколо и сказали, что Газимагомед ввел у них шариат, что он рекомендовал им его дибиром гимринцев как знаток шариата. Гасанилав – кади согласился, что это очень хорошо, и он хочет быть там, где настоящий шариат.
По приезду Гимры Газимагомед в знак уважения поклонился, поцеловал его ноги и сказал: «Шариат – это религия Аллаха, который нас сотворил, который нас кормит и обувает. Шариат, мой друг, общее дело верующих, а не мое личное дело. Теперь ты будешь помогать мне в распространении шариата. Я прошу тебя никогда не сходить с этого пути.
Имам Газимагомед отправил Гасанила-кади посредником к Баху – бике, чтобы убедить её о необходимости принятию шариата, объяснить ей, что хунзахцы- потомки людей, которые погибли при установлении ислама в Дагестане.
Хотя Гасанилав-кади сделал все, что ему наказал имам, Баху-бика осталась верна договору мужа о дружбе с русскими и готовилась к защите.
Гасанилав-кади оклеветали перед Газимагомедом.
После взятия Хунзаха, в 1834 году, Гасанилав-кади был убит мюридами имама Гамзата. Могила Гасанилав-кади находится рядом с могилой Лаченилав-кади.
Шейх Саид был родственником имама Шамиля. Шейх Саид приехал в Гимры для газавата и распространения шариата вместе с имамом Газимагомедом. Однажды Газимагомед сказал ему, что Аллах во сто крат больше примет его старания за веру и шариат, если он женится и будет вместе с ним Гимры. Первый имам Дагестана предложил ему жениться на Рабият – двоюродной сестре Шамиля. Саид согласился. Так шейх Саид стал родственником Шамиля, когда тот еще не был имамом.
В тот злополучный день, когда погибли имам Газимагомед его мюриды, шейх Саид сказал своей жене Рабият: «Я знаю, что я сегодня погибну, знаю что ребенок, которого ты носишь – мальчик. После моей смерти назови его моим именем, расти его до трехлетнего возраста, а потом отведи его к моим родственникам в село Хариколо и оставь у них. Продай все мои земли Хариколо, Ках и Гоцатль. Одну десятую часть возьмешь себе, а остальное оставь родственникам и маленькому Саиду».
Случилось все так, как сказал Саид: «Вместе с имамом Газимагомедом мучениками за веру стали его лучшие товарищи, а также благородные вожди: превосходный ученый, святой Хаджи-али Харачинский; блистательный, чрезвычайно одаренный ученый – богомолец Нурмухамед – Эфенди Инховский; мудрый ученый, большой труженик борец за веру Саид Хариколинский; достойный ученый имамский муфтий Мухаммад Кудутлинский и другие благонравные и благочестивые люди».
Произошло это понедельник месяца Джумада ал-ухра 1832 года на закате. Наши поиски захоронения Саида были трудными, так как могила его не оказалась вместе с могилами погибших в тот день мюридов. Оказывается, его захоронили на местечке «Будалаов», где он попросил жену похоронить. Когда мы нашли, могилу Саида и это место стало зияратом Хариколинцев, учащихся и всех верующих.
В то время, о чем не следует забывать, арабская культура оказала положительное влияние. На арабском языке был написаны ряд научных трудов дагестанскими учеными.
Известными учеными – теологами были Гаджимагомедов Магомед, Хважа-Х!ажи, братья Абдурахман –Х1ажи, Г!абас – Х!ажи, Насрулла-Х!ажи, Ханти – Мух!а. Все четыре брата и Гаджимагомедов Магомед (дах!алама) были репрессированы, погибли они вдали от Родины, ни в чем не виноватые. До сих пор не известно, где они похоронены. С помощью наших краеведов родственники смогли получить ихние фотографии из архива КГБ.
Хариколинское медресе было довольно крупным центром, куда арабскому языку и основам религии учиться приезжали со всех концов Дагестана. Здесь учились такие великие люди, как Гамзат Цадаса, из Хунзаха Аликулов Магомед, Газиев Магомед, Давудов Магомед, Исайдибиров Магомед, Алибегов Магомед.и т.д.
Сын Изилали Хважа – Х!ажи совершил хадж семь раз в те трудные времена. Он родился приблизительно в 1848-50 годах.
Отец Хваджахажи умер, когда сын был еще маленьким. Маленького сына мать направила в медресе при мечети, чтобы тот учился арабскому языку чтению Корана.
Впоследствии он стал известным арабистом. Были у него свои труды на арабском. Хваджахажи имел большую библиотеку и его знали не только в нагорном Дагестане, но и дальше.
Как известно арабиста, его приглашали на примирение людей: имеющих кровную месть, если ссора в семье и другие примирения.
Свой последний хадж он совершил в 1913 году. Можно представить себе, как трудно было совершить хадж в то время, когда не было транспорта, как ныне.
О том, что его уважали в Хариколо, свидетельствует тот факт, что его все называли «Дах!адада». Он организовывал людей из Хунзаха, Батлаича и других местностей для поездки в хадж, потому что у него был большой опыт.
Материальная культура
Селение Хариколо расположено на южном склоне горы Асатамеэр, на обогреваемом солнцем и защищенном от ветра месте. Это типичный горный аул, с прижатыми друг к другу саклями.
Жилище. Первые поселения появились у скалы, выступающем на склоне горы. Место это называется «Сиут!а». Дома строили, прилепив к скале. И сейчас там есть дома, одной из стен которых является скала. Дальнейшее строительство шло вверх и вниз от растягиваясь. Нижняя сторона аула охраняется цепью скал.
Наличие питьевой воды – обязательное условие для аварского, как и другого селения. На территории Хариколо расположено 8 родников, для которых характерна чистая, холодная, прозрачная вода, приятная на вкус.
Стремление новой семьи остаться на месте, построив жилище свое этажом выше над родительским, или построив его с боку, привело к скученности в ауле.
Крыша имела немаловажное значение в жизни хариколинцев. Днем здесь выполняли различные хозяйственные работы: летом сушили сено, зимой грелись на солнце и выполняли различные работы.
Дома в основном бывали двухэтажные: первый этаж отводили под хлев для скота, а второй под жилье и гьор-сарай для сена.
Мужская одежда хариколинцев мало чем отличалась от одежды других аулов Аварии. Нательная рубаха мужчин была тукообразная, носилась она заправленной в штаны. Шили рубахи из сукна – сугъура, бязи, сатина и полотна. Первоначально нижних штанов у большинства жителей села не было. Штаны шили из тканей темных тонов с подкладкой. В холодное время носили штаны из обработанных овчин шерстью внутрь.
Пища. Основными продуктами, идущими на приготовление пищи у хариколинцев были продукты земледелия: ячмень, рожь, кукуруза, горох, лен, просо, картофель, морковь, свекла и продукты животноводства: мясо, масло, сыр, молоко, брынза, творог.
Урожай хранили в «цагъуре» - хранилище зерна. Картофель, морковь, свеклу хранили в земляных ямах. Очищенное и высушенное зерно мололи на водяных мельницах.
Наиболее древнейшим кушаньем у аварцев были мясные блюда, особенно жаренное мясо; из земледельческих продуктов – «ч!ер» - пожаренное зерно. Большое распространение имело «мугь» - отваренное зерно пшеницы, ячменя, кукурузы, гороха, фасоли. Варили все это и смешивая вместе. Из мучных блюд наиболее калорийными и удобными был «т!ех» - толокно.
Повседневной пищей хариколинцев были постные блюда: супы, каши, пироги с начинкой из трав. Самым популярным блюдом, распространенным по всему Дагестану был хинкал. С их начинкой или в смеси с другими продуктами животноводства делали «ц!урал хинк!ал» - пельмени. Богатые готовили каши, заправляя подливкой «урбеч».
Земледелие. Пахали землю сохой. Используя тяговую силу быков. Разделывали в основном кукурузу, ячмень, горох, бобы, пшеницу, овес, просо, а с конца XIX века картофель, морковь, свеклу, фасоль. Здесь растет почти все. Удобряли поля золой и навозом. Внесение удобрений на поля было уделом женщин.
Незначительную роль в экономике Хариколо занимало садоводство и пчеловодство.
Скотоводство. Главным в скотоводстве хариколинцев было овцеводство. Разводили овец горной породы с жесткой шерстью и большим курдюком.
Ослы – весьма полезные и ничем не заменимые для дагестанцев домашнее животное. В каждом хозяйстве хариколинца было 1-2 осла.
Ремесло. В Хариколо большое развитие получили домашние промыслы. Широкое распространение в Хариколо получили обработка кожи и производство сукна. Хариколо было известно и своими башмачниками. Сапожники братья Билал и Мухидин уходили на заработки в Темирхан-Шуру, Грозный, Нальчик и т. д.
В Хариколо было много искусных каменщиков: Х!адал Ибрагим, Большой Юсуп, Батырхан, Шарип и другие. Они часто уходили на заработки в цудахарский, казикумухский и другие округа. Они принимали участие в строительстве дороги ведущей от Красного моста через корода, Гоцатль в Хунзах. Это было в 70-х XIXвека. Оплата за работу была сдельная, за каждый обтесанный и уложенный в стену камень платили 20 копеек. Эта дорога существует и ныне.
Ювелир по имени Шихмирза изготовлял самые различные женские и мужские украшения. От него ремесло перешло к его дочерям Урузманг и Айшат. Изделия их рук и сейчас носят хариколинские женщины.
Хариколо – аул красных партизан.
Хариколнцы – отходники работали на нефтяных промыслах в г.Баку. В их числе был Омаров Умалав с сыном Магомедом. Являясь работниками крупного промышленного центра, они видели и понимали борьбу рабочего класса за свою свободу, за свои права. По возвращению домой Омаров Магомед (1918г), стал активным участником хариколинского партизанского взвода, командиром которого был Чакарилав Гаджиев.
Хариколинцы установили связь с Махачем Дахадаевым через Сайпулу-кади (1917г) и знали о подготовке к революции. С этого времени жители аула Хариколо активно влились в дело революции и были готовы оказать всевозможную помощь делу революции.
К концу 1919 года в партизанский отряд записался 41 человек. Командиром отряда был Чакарилав Гаджиев. Он хромал на обе ноги, но был очень ловок и умен. В том же году в составе отряда Муслима Атаева – Гаджиев Ч, Казанбиев М, Кебедов С и другие отправились для борьбы с контрреволюционерами в Унцукуль, Темирхан-Шура, Порт-Петровск.
Хариколинские партизаны принимали участие в освобождении и потом в защите крепостей Хунзах и Гуниб. Две осады пришлось выдержать гарнизону Хунзахской крепости, в первый раз двадцати восьмидневную, а второй раз, в декабре 1920-января 1921 годов еще более длительную пятидесятидневную.
За время осады было доставлено: картофеля и моркови 362 пуда, яблок для раненых и больных 10 пудов, баранов 184, кукурузы 44 пуда, соли 7 пудов, муки и бобов несколько пудов.
Кроме того, командир взвода хариколинцев Чакарилав Гаджиев ежедневно доставлял штабу отряда в крепости Хунзах очень ценные сведения, как о движении наших частей со стороны Темирхан-Шуры, так и сведения о противнике, его расположении, настроении. Сведения всегда были правильными.
Хариколинцы участвовали в освобождении от мятежников селений Обода, Сивух, Энгердах, Карата, Ботлих, Ахвах, Цунта, Агвали, Цумада, Тунита. Враг отступал, разрушая мосты, взрывая дороги, цепляясь за каждое село. В жестком бою были разбиты последние отряды Гоцинского.
Во время боев в Цунтинских горах смертью храбрых погиб один из односельчан-партизан Аминов Госен.
За активное участие в гражданской войне и в установлении Советской власти постановлением ЦИК ДАССР 24 апреля 1924 года аулу Хариколо было присвоено почетное звание «Красный аул». Таких селений в Дагестане всего десять. Огромную разъяснительную работу среди населения вели комсомольская ячейка, созданная в 1923 году и созданная в 1924 году партийная ячейка. В том же году в селе были организованы сельский совет и крестком.
Значительным событием для села были выборы в сельский совет. Выборы проходили в доме Омарова У. , в торжественной обстановке с участием представителей советских работников из Хунзаха. В сельский совет были избраны Гаджиев М, Юсупов М, Омаров Л и другие.
В 1927 году была создана сельскохозяйственная артель, названная в честь партизан «Красный партизан». Крестком передал артели все пашни, которые принадлежали мечети и джамаату, скот и инвентарь, конфискованные у кулаков. Первыми вступили в артель бывшие красные партизаны: Абдуразаков З, Гаджиев Ч, Худайнатов Г, Магомедов А и другие . Хозяйство артели составляли: 4 вола, 4 лошади, 400 коз, 2 арбы и 10га земли.
В 1930 году на базе артели в Хариколо был организован колхоз «Красный партизан». Колхоз объединил 60 хозяйств.
В 1930 году в колхозе насчитывалось 700 голов овец и коз, 15 голов крупного рогатого скота и 800 га земли.
В 1932 году колхозу были переданы прикутанские земли в вечное пользование, которые укрепили колхоз.
В 1940 году колхоз успел стать крепким и развитым, который насчитывал: 4000овец и коз, 250 голов крупного рогатого скота, 1600 га земель.
В 1936 году в село приехал первый автомобиль. Привел его в село человек по имени Зази-Курбан. Это стало целым событием в жизни нашего села.
В 1936 году колхоз «Красный партизан» первый в районе открыл столовую в с. Арани Хунзахского района.
Хариколинцы в годы ВОВ
Мирный созидательный труд хариколинцев был нарушен вероломным нападением фашистской Германии на нашу страну.
В Великой Отечественной войне участвовало 73 хариколинца, в том числе красные партизаны Бижанов А, Магомедов Б, Худайнатов Г, Гасанов М, Магомедов Г-М. 34 хариколинца отдали жизнь за Родину.
Жены и сестры тех, кто сражался на фронте в мужских папахах и бурках, пасли отары овец, собирали урожай с полей.
Школьники и учителя стали помогать колхозу в уборке урожая, сенокошении. Начиная с 1941 года в период летних каникул 12-14 летние мальчики заменяли отцов, ушедших на фронт.
В 1943 году колхоз «Красный партизан» возглавил демобилизованный с фронта из-за ранения Алибеков Джамал. Под его руководством колхоз достиг высоких показателей в экономическом отношении. В честь 25-летия за достигнутые успехи в области овцеводства были награждены председатель колхоза Алибеков Д. – орденом Трудового Красного Знамени.
Хариколинцы создали оборонный фонд в помощь Красной Армии и дали фронту: 201000 рублей денег, 15000рублей заем, 45 голов лошадей, 315 голов овец и коз, 400 штук теплой одежды, 400 кг шерсти, 25000 кг урожая зерновых, 15000 кг картофеля, 4000 кг металлолома.
Своим самоотверженным трудом колхозники сделали колхоз одним из лучших по всей республике. С 1944 по 1951 годы колхоз «Красный партизан» с доски почета не снимался.
Храбро сражались на фронтах Великой Отечественной Османов Омаргаджи, Бижанов Айтбер, Тагир Гасанов, Сулейманов Каримула и многие другие. В Дагестанском Добровольческом эскадроне Кара Караева отличились хариколинцы Алиев Магомед и Гаджиев Батал.
Как воевали хариколинцы видно из того, что домой они пришли с 457 правительственными наградами: орденами и медалями.
Мы еще очень гордимся нашими учителями – фронтовиками. Это старший лейтенант Гасанов Тагир, который героически погиб на польской земле и похоронен там; это мл. лейтенант Магомедов Ариф, который вернулся с победой; это Гунащев Магомед, который без вести пропал на фронте; это ст. лейтенант Сулейманов Каримула, который вернулся с победой; это Магомедов Алидибир, который погиб на фронте и сержант Хваджаев Магомед, который вернулся с победой.
Высшим солдатским орденом «Славы» были награждены Абдурахманов Магомед и Насруллаев Магомед. С победой вернулся и подполковник из Хариколо Османов Омаргаджи.
Защищая Кавказский перевал погиб наш замечательный земляк капитан Бижанов Айтбер Магомедович. Похоронен он в г. Баксане Кабардино-Балкарии. В 1982 году за боевые подвиги в годы войны одна из центральных улиц города Баксана названа именем славного сына Дагестана А.Бижанова.
Указом Государственного Совета РД ОТ 22 апреля 1995 года в целях увековечения памяти А.М.Бижанова Хариколинской Средней школе присвоено имя А.Бижанова.
Из ветеранов живы сегодня – офицер Сулейманов Каримула, сержант –Пахрудинов Магомед, рядовой Гаджиев Магомед. Славные традиции отцов и дедов достойно продолжают молодое поколение токсовцев. Больных ветеранов мы посещаем на дому по праздникам, поздравляем их, угощаем разными блюдами, дарим подарки.
Школа радости и надежд.
В 1924 году с Хариколо открылся ликбез. Занималось тут все взрослое населения села. Ликбез находился в доме Гайдаровых. Занятия ввел Сулейманов Наби. В 1928 году в селении открылась начальная школа частном доме Сайпудиновых. В школе преподавал Сулейманов Наби. В 1947 году открылась семилетняя школа. Первым директором был Сулейманов Наби. 1962 году школа была реорганизована в восьмилетнюю. Директором был Магомедов Ариф Муртазаевич. В 1967 году была реорганизована в среднюю школу. В 1975 году в школе создан краеведческий музей. С 1986 года школа – опорная по туризму.
С 1955 года по 1958 г директором школы был Баталов Абдусамад – уроженец сел Хунзах. Он был передовым и талантливым руководителем. Хариколинцы очень любили и уважали его. Он будет навечно в памяти хариколинцев.
С 1958 г по 1966 годы руководил школой Магомедов Ариф Муртазаевич. В это время был построен 2 этажный корпус, мастерская, кабинеты пополнились учебным оборудованием. Повысилось качество уебно-воспитательного процесса. Ариф Муртазаевич был также одним из лучших в районе учителей – историков.
С 1960 по 1970 годы свою лепту в развитие школы внесли талантливые руководители – директора Гимбатова Нупайсат и Сулейманова Патимат.
Поворотным в развитии школы стали 1970-1984 годы, когда директором школы был опытный педагог и талантливый руководитель Саидов Магомед Саидович. Он начал изучать и внедрять в школе педагогический опыт В.А.Сухомлинского.
С 1984 по 1999 годы руководил отличник образовании России, учитель математики высшей категории Абакаров Ш.М. В 1985 году А.Магомедович создал в школе кроликоферму. Ныне ферма животноводческая: имеются кролики, куры, овцы, бычки. Удалось сделать школу школой радости для детей. С первого сентября 1999 года директором школы является, отличник народного образования учитель истории высшей категории Хваджаев Х.М. в 2000 году школа стала школой века. Работаем под девизом «Подлинная школа – это царство деятельной мысли». Школа имеет учебно-опытный участок 1.5 га, большой фруктовый сад. Каждый год собираем большой урожай картошки, моркови, свеклы, капусты, лука. В школе работает школьная столовая. Горячим обедом охвачены не только уч-ся нач. классов, но и уч-ся старших классов. В школе работает два заслуженных учителя Дагестана это учитель географии Ханапиев Магомед и учитель химии Гамзатов Магомед. Пять учителя высшей категории, семь учителей первой категории, 12 учителей второй категории. В 2004 году построили спортивный зал. В разное время в школе работали учителями: Магомедова Гульжаган, Баталов Алидибир, Магомедова Патимат Камиловна, Магомедова Башат Гаджиевна, Малачиева Наида Мухуевна, Раджабов Сайпула Омардадаевич из селения Хунзаха, Кайтмазов Али из Ахалчи, Магомедов Шуайб, Гаджиева Патимат из Гортколо, заслуженная учительница РФ Шуайбова Патимат из Обода, Магомедов Тинчав, Магомедов Омар, Зулпукар, Гайдарбековы Камиль и Марьям, Магомедова Залму, Ибрагимова Патимат, Магомедалиева Зарипат, Расулова Шахзанат из Батлаич, Инусова Мухлисат, Гаджимагомедова Патимат из Обода, Магомедова Рукият, Магомедов Мусса Мухуевич, Магомедов Сайгидгосен из Цада.
Наша гордость.
Бижанов Махач Айтберович родился 19 декабря 1929 года в городе Махачкала в семье военнослужащего.
Трудовую деятельность начал в 1943 году библиотекарем Ахвахского райкома партии.
С 1962 по 1970годы работал председателем каспийского горисполкома. Город сдал на первом месте в России.
С 1970 по 1974 годы был первым секретарем буйнакского горкома КПСС. Это было время восстановления города после землетрясения.
С 1983 года по 1983 годы Махач Айтберович работал председателем правления Дагпотребсоюза. Он принял Дагпотребсоюз на последнем месте, а сдал на первом месте России.
С 1983 года работал начальником отдела, референтом директора на каспийском заводе точной механики.
С декабря 1999 года он - Советник Председателя Правительства РД. С 2002 года Махач Айитберович работает заместителем мэра города Каспийска. Мы очень гордимся, любим и уважаем Махача Айитберовича. Мы часто встречаемся с ним. В марте 2007 года и в апреле у нас состоялись встречи с ним. В 2009 году мы собираемся его пригласить в школу на его 80 – летие.
В прошлом году мы отметили 70-летие Лауреата Государственной премии с профессором зав.кафедры урологии ДМА Арбулиева Магомеда Гаджиевича. Он написал 129 научных работ, в том числе 4 монографии, 4 книги. У Арбулиева три авторских свидетельства на изобретения.
Был на свете удивительно человечный, жизнерадостный человек. Чужое горе воспринимал он как свое собственное. Мы его будем помнить вечно. Это мы говорим о Сулейманове Абубакаре Каримулаевиче. В 1992 году он защитил диссертацию медицинских наук. В 1994 году в августе во время эпидемии холеры в Избербаше. Он в очередной раз выезжал помогать бороться с эпидемией холеры попал с товарищами в автоаварию. Он погиб трагически как герой на боевом посту. Он ведь сын достойного отца. А Сулейманов Каримула боец, закаленный блокады Ленинграда. О нем мы рассказали очень много раз. Калидаци и ныне наш наставник, советчик, наша самая большая гордость.
Из Хариколо вышли очень много учителей. Среди них есть заслуженные учителя РД и РФ. Это заслуженный учитель РФ Саидов Магомед Саидович. Он свои знания и теплоту своей души отдал детям. С 1984 по 2002 год он руководил народным образованием Хунзахского района. Район стал таким, что за опытом сюда приезжали из разных уголков Дагестана и России. С 2002 года он является профсоюзным лидером РУО. Заслуженная учительница РД учительница Хунзахской СОШ Гаджиева Патимат М, заслуженная учительница РД учительница Гергебильской СОШ Агаева Хадижат, заслуженная учительница РД, учительница высшей категории, известный краевед Дагестана, географ Султан – Янгиюртовской СОШ Османова Сакинат Загидовна.
На страже здоровья на сегодня стоит очень много врачей из Хариколо. Это молодой доктор наук профессор зав. кафедры педиатрии ДМА Алискандиев Алаудин Магомедович; кандидат медицинских наук уролог Арбулиев Камиль Магомедович; главный врач Хунзахской ЦРБ, врач высшей категории Абдурахманова Пирзият, главный врач Крайновской ЦРБ Кизлярского района Газиев Кутбудин Магомедович, известный офтальмолог города Кизилюрта Сулеманов Камиль Набиевич, зав.урологии Кизилюртовской ЦРБ Саидов Гасан Саидович, врач целитель Арбулиев Магомед Магомедович, кардиолог Гаджиев Гаджи, стоматологи Бижанов Бижан, Гимбатов Магомед, зав урологии Госпиталя ветеранов труда и войны Саидов Сиражудин Гасанович.
Есть на свете такая профессия – защищать Родину. Наши выпускники – наши офицеры: Офицер – интернационалист Абдурахманов Магомед Абасович – подполковник в запасе. Подполковник КГБ Абдусаламов Абдусалам Асадулаевич. На страже правопорядка стоит подполковник милиции начальник Тляратинского ОВД Абдусаламов Магомед Асадулаевич. Первый полковник из Хариколо Миаев Хасбулат Магомедович – старший офицер отдела Управления комплектования оборудования и автоматикой РВСН. Майор милиции Хунзахского ОВД Арбулиев Арип Магомедович. Ст. лейтенант Хваджаев Шамиль Хваджаевич работает в Управлении ФСБ РД.
Из нашего маленького горного селения вышли два замечательных художника - это Амирханов Магомед Гамзатович, который окончил Художественное училище им. Джемаля, отделение резьбы по дереву, камню и кости. А в 1991 году Магомед окончил единственное в России высшее училище – Владимирское художественное училище. А Госен Магомедович Магомедов окончил Строгановское высшее художественное училище в Москве. Он сам построил в селении около школы памятник участникам ВОВ, он же является автором памятника Айтберу Бижанову, че имя носит наша школа.